«Я - деятельный фаталист. Стараюсь помогать судьбе в меру своих сил...»

30 октября в книжном магазине «Амиталь» состоялась творческая встреча воронежской писательницы Алены Даль. О литературе и конъюнктуре, о процессе и результате в творчестве, о путешествиях и фатализме с гостьей побеседовал корреспондент журнала «Неоновый город».

 

интервью-НГ-2014

- Алена, у меня сложилось впечатление, что многие участники встречи воспринимают Вас не столько как писателя, сколько неординарного человека, круто изменившего свою жизнь?

- Это так. Не знаю - к счастью или к сожалению. Периодически ко мне поступают предложения провести тренинг типа «как изменить жизнь и начать все с нуля», разработать маршрут какого-нибудь эксклюзивного путешествия и повести туда группу, или описать свой опыт в жанре non-fiction. Почему-то люди думают, что если так случилось со мной - то я хочу учить этому других. Но я не хочу никого учить. Я хочу писать. Редакторы литературных журналов и критики не воспринимают меня всерьез, а издатели считают мои тексты недостаточно продаваемыми и потому не берутся их печатать. Таким образом, я очутилась в довольно интересном положении между литературой и конъюнктурой, и «путь к сердцу читателя» приходится искать самой!

- Как Вы это делаете?

- По-разному. Например, езжу на встречи - такие как эта. Общаюсь на сайте «Своя дорога». Знакомлюсь, и если человек близок мне по духу или просто симпатичен - дарю ему книгу в надежде, что она понравится. Когда это происходит - я счастлива!

- То есть по сути сами себя продвигаете?

- Можно и так сказать. Хотя слово «продвижение» больше подходит для бизнеса. А то, чем я занимаюсь, бизнесом никак не назовешь! С творчеством финансовый успех соотносится очень опосредованно. И не сразу. Иногда - никогда или слишком поздно. Поэтому каждый пишущий человек определяет для себя сам - ориентироваться ли ему на рынок и говорить людям то, что они хотят услышать, или же рассказывать о том, что волнует его самого, невзирая на то, что это может быть интересно очень узкому кругу читателей.

- Давайте обратимся к Вашей книге, которую Вы представили на встрече. О чем она? Для кого?

- Эта книга о Пути Сантьяго - легендарной дороге пилигримов, изменившей судьбы сотен людей, в том числе и мою. О преодолении себя. Об открытиях, ждущих каждого - стоит только выйти за порог, отказаться от проторенного маршрута, от рутины и страха, от чужих ценностей и идеалов. Эта книга о незнакомой Испании, разительно отличающейся от привычного набора штампов - коррида, фламенко, футбол, пляж. Об испанской глубинке, которая чем-то напоминает российскую, а в чем-то разительно отличается. Эта книга о людях и судьбах. О том, что всех нас объединяет гораздо больше, чем мы привыкли думать. И если сосредоточить внимание на общности и единстве, а не на различиях и противоречиях, то в мире будет меньше бед и войн. Эта книга о Любви во всей ее многогранности. И о том, что никогда не поздно начать все с начала.
А написана она для тех, кому интересна хотя бы одна из перечисленных тем.

- Почему «Хождение по Млечному пути»? Что для Вас значит звездное небо?

- Этой древней дороге более тысячи лет. Раньше, когда не было ни карт, ни компасов, ни GPS-навигаторов, когда маршрут не изобиловал как сейчас указателями с желтой стрелкой (желтая стрелка - символ Пути - прим. автора), пилигримы ориентировались исключительно по звездам. Дорога по земле в точности повторяет линию Млечного пути на небе. Странники часто шли по ночам, прокладывая себе путь по небесным светилам. Так что это не красивость и не метафора, а вполне земное объяснение.
С другой стороны, звездное небо - это некий экзистенциальный образ, символизирующий вечную тягу души вверх, к центру мирозданья. Наши земные пути со временем переходят в пути небесные, и наоборот.

- Сюжет повести сконструирован из неожиданных встреч, совпадений, случайных поворотов. Выступая перед читателями, Вы употребляли фразы «неслучайная случайность», «предопределенность»... Вы фаталист?

- Да, безусловно, я фаталист. Но не тот фаталист, что сидит под деревом в ожидании того, когда ему на голову свалится яблоко, и рассуждающий примерно так: «Ну, если свалится - хорошо, а если нет - то не судьба». Если можно так выразиться, я - «деятельный фаталист». Стараюсь помогать судьбе в меру своих сил, разгадывать ее знаки, намеки, подсказки, а не ждать, когда она все сделает за меня. И в то же время не пытаюсь «прогнуть» под себя окружающий мир. До этого понимания я дошла не сразу.
Что касается повести, то как и любой автор я выступаю в роли самой судьбы, сводя и разводя героев, помещая их в те или иные ситуации, «подстраивая» случайности. Я и есть фатум. А книга - это всегда вымышленный, нафантазированный мир, даже если она и основана на реальных событиях и написана от первого лица.

- Что важнее в творчестве - процесс или результат?

- А что в жизни важнее - процесс или результат? (улыбается) Если процесс не доставляет удовольствия, ни о каком результате не может идти и речи - что в жизни, что в творчестве. И потом - что такое результат для пишущего человека? Удачная концовка рассказа? Завершение работы над произведением? Мнение критиков? Издание книги? Публикации в журнале? Все это, безусловно, важно. Но куда важнее, просыпаясь по утрам, хотеть писать, иметь силы и желание это делать. В основе литературного творчества лежит болезнь - графомания, в чистом первозданном смысле этого сова. Маниакальная потребность писать. Для автора, на мой взгляд, это первично. Важен процесс рождения идеи, структуры, слова, фразы, главы... А уж как воспримет народившееся мир - дело десятое! Хотя каждому, конечно же, мечтается о том, чтобы процесс вылился в интерес читателей, в книги и публикации.

- Чем отличается пишущий путешественник от путешествующего писателя?

- Существительное - это суть. Прилагательное - признак. Пишущий путешественник - это, прежде всего, путешественник. Иногда он испытывает потребность облечь свои впечатления в слова, но по большому счету может обойтись и без этого. Путешествующий писатель - это, прежде всего, писатель. Его путешествия - поиск новых идей, образов, возможность наблюдать жизнь во всем ее многообразии. Но по большому счету, он может обойтись и без этого. Образы, идеи, да и сама жизнь окружает его повсюду, главное глядеть на мир глазами путника, первооткрывателя.

- Я знаю, Вы пишете сейчас новый роман. Потребовалось ли для этого куда-либо уезжать?

- Потребовалось, но не очень далеко (улыбается). В основном колесила по воронежской области. Действие разворачивается в вымышленном мегаполисе - помните, как у Гоголя «в уездном городе N». На самом деле основное действие как всегда разворачивается внутри. География второстепенна. Главные герои ограничены пространством, временем, социумом, но им удается сломать границы, и это сделает их по-настоящему счастливыми, а не только успешными внешне. Счастье и успех - не синонимы, иногда даже антонимы! Больше ничего о романе сказать не могу. Пока сама не знаю, чем и когда он закончится.

- Проза жизни - это не про Вас?

- Это про всех нас! Увидеть в будничном, повседневном существовании ускользающую красоту, одухотворить прозаичные вещи, наполнить смыслом каждый день - не в этом ли секрет счастья?

Сергей Ярославцев

(опубликовано в журнале "Неоновый город" №116 ноябрь, 2014)

Вернуться к началу

Поделиться и обсудить: