О зависти и не только...

(НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ПИСАТЕЛЬСКОГО БЫТИЯ)

Почему-то именно в творческой среде самые отвратительные человеческие качества проявляют себя во всей неприглядности. «Звезды» плюют с высоты своих пьедесталов на безвестных «неудачников». Те в свою очередь сгорают от зависти к менее талантливым (с их точки зрения), но более везучим коллегам.

Мэтров раздражает самоуверенный напор новичков, пугает потенциальная энергия их пусть даже теоретически возможных талантов. Новички походя обесценивают заслуги признанных мэтров, а некоторые напротив – начинают льстить и славословить, преследуя весьма прагматичные цели. Старики не могут простить молодым временной форы и тех возможностей, которые им в силу возраста, увы, уже недоступны. Новобранцы завидуют устроенности и полезным связям «дедов». И так до бесконечности...

Сюда же добавим ожесточенные бои между представителями различных союзов и творческих групп. Причиной разногласий может стать все что угодно: политическая ситуация в мире, оценка тех или иных событий, культурологические конфликты и т.д. и т.п. А междоусобицы представителей разных жанров? А противоречия школ и традиций? Наконец, антагонизмы личных вкусов и пристрастий?

Однажды, уважаемая литератор сказала мне сакраментальную фразу: «Писатель писателю не советчик». Позже я поняла почему. Чистота взгляда на чужой текст, непредвзятость суждений – прерогатива очень и очень немногих. Умение (а прежде всего желание) не только разглядеть заложенный автором смысл, но и вынести объективное о нем заключение, без лишних умствований, без призмы личных вкусов и проблем – доступно еще меньшему числу. А уж сделать что-то действительно стоящее, реальное для собрата по перу могут вообще единицы. Надо признать: вероятность встречи с таковыми стремится к нулю.

Мой небогатый литературный опыт позволил вывести несколько постулатов, которые хоть и не облегчают положения новобранца, но существенно упрощают писательское бытие, экономя силы и нервы для главного – творчества.

Вот некоторые из них:

  1. Назвать себя самому писателем – преступление сродни самозванству. Нужно, чтобы это сделал непременно кто-то другой. А ты, нехотя, отпираясь и рдея от смущения, принял бы его. Иначе ярлык «выскочки» не скоро отстанет.
  2. Просить прочесть свой текст литератора, в чем-то неудовлетворенного, недооцененного – крайне опасная затея, допустимая лишь в случае твердой, непоколебимой и очень высокой самооценки.
  3. Каждый писатель, особенно заслуженный будет искать в твоих текстах подражание самому себе. И если твой стиль, язык, манера изложения отличны от его – найдутся сотни поводов для критики. Бывает, даже используемое тобой слово из «черного списка» читающего способно безнадежно испортить впечатление о твоем тексте. Что поделать – все творцы эгоцентрики! (и ты не исключение)
  4. Размышления о жанровой принадлежности не должны волновать автора. Это предмет волнения критиков и литературоведов. Насильственное удержание текста в рамках того или иного жанра, как правило, оборачивается ущербом для рукописи.
  5. Упреки в подражательстве классику(-ам) стоит рассматривать как комплимент (разумеется, если это не откровенный плагиат). К слову, упреков в подражательстве не избежали и некоторые великие, которым в свою очередь подражают нынешние литераторы!

В заключение приведу слова одного из персонажей романа «Живые души» – гоголеведа Воронца, адресованные главной героине Вере Тумановой: «Основное занятие писателя – писать. Вот и пишите! Пишите, невзирая ни на что. Если желание писать так просто подавляется неудачей вроде отказа в издании или неблагосклонной критики, значит, не так уж оно и велико, это желание. А коли оно невелико, то и говорить не о чем. Почему бы тогда от него не отказаться?..<> ...Писатель создает свой мир. И он описывает его не в соответствии с потребностями рынка или законами бизнеса, а в соответствии со своими внутренними представлениями об этом мире. Не забывайте об этом, что бы вам ни говорили...»

шипы творчества

Поделиться и обсудить: