Каких только музеев не существует на свете! Музей лапши и трусов, сновидений и пыток, музей канализации и мусора, собачьих ошейников и говорящих кукол, музей тараканов, волос, марихуаны... Человеческая фантазия неистощима. Как и неутолима жажда зрелищ.
Удивляйте, шокируйте меня! – таков посыл современных потребителей искусства (и посетителей музеев в частности). Спрос рождает предложение – и вот уже скандальные перфомансы, эпатажные паноптикумы, экстравагантные коллекции редкостей теснят друг друга в борьбе за внимание и кошельки культурных граждан. Некоторые музеи благодаря своей чрезвычайной оригинальности стали центрами мирового туризма, успешными коммерческими проектами. Что ж в этом плохого? Законы рынка никто не отменял. И нет ничего зазорного в том, что собрание вещей или идей приносят выгоду своим владельцам. Все так. Но давайте взглянем на это под другим углом.
Психологи и психиатры, знают, что склонность к коллекционированию является своеобразным индикатором личности. У людей, подверженных истерике, коллекция служит способом привлечь к себе внимание. Педанты реализуют в ней свое стремление к систематизации. Шизоиды с помощью собирательства создают собственный мир и бегут в него от реальности. Граница между особенностями психики и патологией крайне тонка, часто неуловима. Именитые психологи и психиатры последних двух веков сравнивают тягу к собирательству с зависимостью и связывают ее кто с сексуальной сублимацией (Фрейд), кто с некрофилией (Фромм), кто со страхом голода (Павлов). А если уж анализировать предметы коллекционирования, то перед специалистами расстилается непаханое поле интерпретаций. И вот эти патологические наклонности или невинные слабости становятся сегодня объектом живейшего интереса. Приобретают размах и форму легализованного, активно поощряемого внимания. Примерно как выставляемое на ярмарке за деньги уродство в средневековье.
Но почему так происходит? Почему все большее число путешественников краеведческому музею или картинной галерее, пусть и всемирно известной, предпочтут музей фаллоса или мумий? а прибывших в их город гостей будут потчевать местной «экзотикой»? От скуки? От пресыщенности зрелищами? От собственного желания выделиться, удивить, эпатировать?..
Необычные музеи вытесняют традиционные. Оригинальность возведена в культ. Эпатаж стал самым эффективным инструментом продвижения. Обыкновенность скучна и пресна – не продашь, не заработаешь. А тогда и хранить незачем, и беречь ни к чему. Вот и мыкают горе провинциальные краеведы, местные хранители истории. Вот и появляются повсюду новые музеи – один необычнее другого. Вот и клюют туристы на броские названия и нарочитый эпатаж, на коммерчески просчитанную экстравагантность...
Музейной редкостью сегодня становится простота. Незатейливость. Прямота в искусстве и в отношениях. Ясность мыслей. Чистота чувств. Может их и стоит хранить?
(опубликовано в газете "Мысли" №11-ноябрь, 2017)