«Я хочу, чтобы «человека потребляющего» сменил «человек созидающий»»

23 декабря в книжном магазине «Амиталь на Пушкинской» состоялась презентация новой книги Алены Даль «Живые души». Книгу ждали. Об этом свидетельствовало и число гостей – аншлаг в зале, многие слушали стоя, и горячий интерес к роману – час промелькнул незаметно, не все успели задать свои вопросы. Но Алена убеждена, что ответы содержатся в самой книге.

 

Амиталь-презентация-Живые Души

– Алена, расскажите, как родилась идея романа? Что легло в основу его сюжета?

– В основе любого произведения – размышления автора, которыми он хочет поделиться с читателями. Так было всегда. И так будет всегда. Вопросы, волнующие людей много лет назад, продолжают волновать их и сегодня. В чем смысл человеческого бытия? Зачем мы рождаемся? Для чего живем?
Наблюдая за развитием нашей цивилизации, я пришла к печальному выводу: большинство современных людей приходит в этот мир, чтобы потреблять. Так их воспитали, так научили. «Человека разумного» сменил «человек потребляющий». Культ потребления захлестнул все сферы жизни: отношение человека к природе, к своему дому – планете Земля, человеческие взаимоотношения, область искусства, литературы, культуры, образование и науку. «Живые души» – это мой протест против навязываемой обществом потребительской идеологии.
Роман рожден на стыке реальных событий и художественного вымысла. Так, сюжетная линия, посвященная экологии, писалась на основе никелевого противостояния в Прихоперье. Но не стоит искать в романе документальности, как и не стоит сужать проблематику до границ региона. Другая линия возникла в результате личного соприкосновения с рынком книгоиздания, столичным и провинциальным литературным сообществом. Вообще сюжет разветвлен и многослоен, и, наверное, нет смысла описывать его подробно.

Название «Живые души» вызывает ассоциацию с гоголевскими «Мертвыми душами». Это сознательный ход? Что появилось вначале: название или сам роман?

– Сначала появился роман. Но Гоголь изначально задумывался одним из персонажей. Это он поддерживает главную героиню Веру Туманову в ее первых шагах на писательском поприще. Он, а не десятки окружающих ее реальных людей. Но, возможно, эта поддержка и есть самая важная.
Мне очень близко творчество Гоголя. Когда в руках у меня оказались уцелевшие фрагменты второго тома «Мертвых душ», роман был уже практически завершен. Прочитанное показалось настолько близким, что название пришло само собой. И оно как нельзя более точно отражает содержание книги, ее главный посыл. Мне предлагали назвать роман «Мертвые души. Том 2» или «Мертвые души. Двести лет спустя» – но я против ремейков и сиквелов.

В аннотации к книге написано: «роман о современности в контексте вечности»? Что это означает?

– Отчасти то, о чем я говорила вначале: вневременность главных вопросов, актуальность вечных тем. Связь времен и поколений. Настоящее не может существовать без прошлого, а будущее без настоящего.
Категория времени с точки зрения физики – понятие не до конца изученное. Теория Эйнштейна – только первый шаг в его постижении. Некоторые ученые считают, что прошлое, настоящее и будущее сходятся в одной точке, и только в известном нам трехмерном пространстве разъединены между собой временным отрезком.
В романе есть несколько сцен схождения времени. Все они наполнены глубоким экзистенциальным смыслом. В обычном читательском восприятии – это те самые элементы магии, делающие реализм магическим. 

Какова была самая большая сложность в работе над книгой? И что было самым интересным?

 – Сложно было соединить в одном повествовании несколько разных, довольно далеко отстающих друг от друга тем: например, экологический конфликт и внутренние переживания одинокой женщины, или историю дворянской семьи и будни психиатрической клиники. Но это же было и самым интересным.

Вы посвящаете книгу «белым воронам» – почему?

 – Белой вороной называют того, кто не похож на других. Это человек, который не боится совершать безумные с точки зрения большинства поступки. Не боится быть отличным от других, не понятым, не принятым в стаю. Зачастую именно эти люди «толкают колесо жизни», вершат историю. Именно таким безумцам я и посвящаю роман. Именно таковы многие его герои.

В книге затронута очень важная тема экологии, взаимоотношения человека и природы. Как Вы считаете, то, что происходит сегодня с планетой – это закономерность или случайность? Что может сделать конкретный человек для спасения Земли?

– Увы, это чудовищная закономерность. Планета находится на пороге экологического коллапса. Мы все любим поговорить о погоде, порассуждать о природных аномалиях, сетуем на дождливый декабрь и апрельские морозы, на засуху и наводнения. Но это не климатические аномалии, как принято думать, а последствия бездумной, разрушительной деятельности человека. К сожалению, человек возомнил себя «венцом природы» и присвоил себе право разрушать все вокруг в угоду сиюминутным, корыстным целям. Причем разрушают не только те, кто вырубают леса, потрошат землю, отравляют воду и воздух... но и те, кто молча потворствуют этому. Пассивность, равнодушие людей – одна из главных проблем в предупреждении экологической катастрофы, как локальной, так и глобальной.

У книги солидный состав экспертов: психиатр, историк, академик, юрист и другие. Разве художественная литература не предполагает некоторой вольности в трактовке тех или иных событий?

 – Вольность – да, но некомпетентность – нет. Иногда мне, как читателю, приходится сталкиваться с таким небрежным отношением к материалу, что поневоле думаешь: почему автор не удосужился хотя бы проверить по словарю значение используемых им терминов?
Разветвленный сюжет романа «Живые души» охватывает разнообразные стороны жизни, а потому требует внимательной экспертной оценки. И если, скажем, области журналистики, информационных технологий или книгоиздания мне достаточно хорошо знакомы, то в геологии, психиатрии или парапланах я дилетант. Следовательно, мнение профессионалов здесь незаменимо. Я благодарна своим экспертам за помощь в работе над текстом.

Способности и сверхспособности. В романе неоднозначное к ним отношение: то Вы высмеиваете стремление человека развивать их, то относитесь с пониманием. Каково на самом деле Ваше отношение к саморазвитию?

 – Способности, а тем более сверхспособности, на мой взгляд, не могут быть самоцелью, и уж точно не стоят того, чтобы положить на их алтарь гордыни. Люди, наделенные ими, несут тяжкое бремя ответственности за них, ибо кому дано – с того и спрос.
Модный тренд перманентного совершенствования навыков, способностей, талантов, физических возможностей, интеллекта и т.д. кажется мне несколько однобоким. Почему-то всплывают образы гениев-злодеев. Способности, тем более сверх- – это как скальпель: в добрых руках он превращается в инструмент помощи, в злых – в орудие убийства. Добрые или злые руки – производные живой или мертвой души. Сегодня, мне кажется, гораздо важнее учить людей милосердию, доброте, умению любить, делиться, созидать...

Алена, что бы Вы хотели пожелать своим читателям?

 – Я искренне желаю всем читателям и вообще всем своим современникам сохранить душу живой. А если кто заметил признаки ее «омертвления» – срочно принимать меры к реанимации! Знаю, многие сочтут мои слова пафосными, а идеи утопичными. Но я очень хочу, чтобы «человека потребляющего» сменил «человек созидающий». Тот, кто приходит в мир не с мыслью: что взять? а с мыслью: что дать? В этом суть подлинной эволюции человека, залог спасения планеты и сохранения цивилизации.

Светлана Водолажская

Амиталь-презентация-Живые Души

(опубликовано в газете "Мысли(!)" №1 январь, 2018)

Вернуться к началу

Поделиться и обсудить: