Балкончики Вероны

Каждый итальянский город имеет свое неповторимое лицо: прекрасная и обреченная Венеция, имперский Рим, цветущая Флоренция, модный Милан... Один из них навечно стал символом любовной романтики, олицетворением бурных шекспировских страстей, - это Верона. Ее улицы - идеальные декорации для высоких чувств, нежных ухаживаний, пылких признаний и красивых поступков.


балкон Вероны

Истинную славу и ореол «столицы любви» скромному итальянскому городку принес англичанин, никогда в нем и не бывавший. Шекспир сочинил нетленный гимн первой любви, а если уж быть точным и правдивым, - гимн разбуженной полудетской страсти, так и не ставшей подлинной любовью. Но что бы там ни говорили умудренные взрослые, история Ромео и Джульетты - хрестоматийный пример безоглядной преданности двух любящих сердец, безоговорочно принимаемый за эталон влюбленной молодежью во всем мире. Вот почему Верона - место любовного паломничества и для тех, кто любит, и для тех, кто только ищет свою любовь.

...день жаркий, всюду бродят Капулетти...

Неудивительно, что столь жаркие страсти могли разгореться среди раскаленных зноем улиц средневековой Вероны. Почти четыре столетия она была под юрисдикцией Венеции. Тому свидетельство - вездесущие фигуры крылатых львов Сан-Марко и венецианские маски на пьяцца де Эрбе. Все эти годы Венеция тонула в море, а Верона обезвоживалась под палящими лучами солнца, будто собранными в линзу в белом веронском небе. Климат сделал свое дело: мужчины стали взрывоопасными, женщины - легко воспламеняющимися. Первые, чуть что - хватались за кинжал, - слишком громкий кашель, пристальный взгляд или неподобающий вид - достаточно веское основание для драки. Вторые - легко таяли под жгучими взорами и словами первых, инстинктивно искали утоления любовной жажды.
Трагедия, описанная Шекспиром, не имеет ничего общего с подлинной историей Джульетты Капулетти, действительно проживавшей некогда в Вероне. По юности она увлеклась одним молодым повесой, но впоследствии, одумавшись, благополучно вышла замуж за графа Париса и родила ему восьмерых детишек. Так художественная интерпретация превратила незначительный добрачный роман, нередкий среди рано взрослеющих веронских девушек, в высокую поэзию пронзительных чувств.

балкончики Вероны

Дома Вероны густо украшены всевозможными балконами, лоджиями, балкончиками и балюстрадами, что вполне объяснимо: доступ в помещение свежего воздуха должен быть круглосуточно свободным. Чуть притворенные ставни, колышущиеся занавески, римские шторы скорее не прикрывают, а приоткрывают доступ вовнутрь, - в прохладную тайну, в спасительную тень. Единственно свежее место в полуденной Вероне - набережная Адидже с темными стрелами кипарисов и гладкими ступенями, спускающимися прямо в воду. Мост Понте Пьетра выбелен солнечными лучами до состояния слоновой кости. Балконы и террасы, выходящие к реке, утопают в цветах: камелии, петуньи, фиалки и цикламены всех мыслимых оттенков и ароматов.
Маршрут гида затейлив и мастерски срежиссирован, - ходим вокруг да около главного балкона Вероны - того самого, на котором состоялась встреча влюбленных. Виа Капелло петляет охряной лентой, нетерпение нарастает вместе с усталостью и жаждой - полдень, 30* в тени. Наконец, ныряем в темную гулкую подворотню и входим в идиллический дворик, запруженный людьми. Он тенист и зелен, благодаря высоте строений (аж 5 этажей, - по тем временам «высотка»!) и неусыпной заботе садовника Меркуцио... с высшим историко-археологическим образованием. Оказывается, для того чтобы правильно ухаживать за легендарным двориком Джульетты, помимо садовых премудростей необходимо хорошо знать историю, да и литературу тоже, - так пояснил нам сам Меркуцио - обаятельный тезка безвременно убиенного шекспировского персонажа. А вот и главный балкон: крохотный (всего метр на полтора) и неожиданно низкий - запросто можно залезть с каменной стены напротив. Странно, что строгие родители девушки не запрятали дочку в этажи повыше, - может, и трагедии не случилось бы! В самом дворике, в гуще зеленых зарослей стоит печальная бронзовая Джульетты с отполированной правой грудью (левую она стыдливо прикрывает рукой). Считается, что потерев прелести статуи, можно привлечь удачу в любви и поиске второй половины. Судя по всему в примету верят!

любить или умереть?

И все-таки, можно ли назвать чувства веронских возлюбленных любовью? «Я еще не любил, но уже любил любовь и, любя любовь, искал, кого бы полюбить...» - цитата из Блаженного Августина, как нельзя лучше отражает неутоленную жажду любви, свойственную юным и пылким натурам. Предмет любви почти не имеет значения. Дети, не успевшие повзрослеть, но уже вкусившие сладкую отраву страсти, играя словами, телами и чувствами, приходят к недетским необратимым поступкам. Опрометчивая незрелость оборачивается трагедий. Что это, - обстоятельства? влияние среды? жаркого климата? Ни то, ни другое, ни третье. Это - так и не сумевшая вырасти в любовь страсть, не успевшая обрести мудрость юность, не способное принять боль сердце... Впрочем, и социальная среда в виде враждующих кланов, и горькое стечение обстоятельств, и нестерпимая жара, лишающая рассудка, внесли свою лепту в драматургию сюжета. Череда смертей второстепенных героев подготавливает кульминацию трагедии - двойное самоубийство Ромео и Джульетты. Действительно, «нет повести печальнее на свете...». И печали красивее.
Как тонко заметил восточный мудрец Камол «Не плачьте над теми, кто умирает от любви, ведь они живее тех, кто проводит жизнь без нее». Ему вторит Джами: «Смерть легче, чем разлука. Смерть - это всего лишь мгновение, в разлуке мы страдаем всю жизнь...». Но почему-то Верона совсем не ассоциируется с восточной мудростью, а только с утренней пылкостью сердец и безумствами, посвящаемыми любви во все времена.

романтические уголки города

Верона изобилует укромными уголками и романтическими маршрутами, будто специально созданными для влюбленных. Для начала те, кто приехал сюда без пары, отправляются на площадь де Сеньории - там тусуются в ожидании высоких чувств, метко выпущенных из лука Амура, молодые люди со всего мира. Ожидание можно скрасить стаканчиком холодной вальполичеллы - знаменитого веронского вина и сочным панцеротти - итальянской лепешкой с обжигающей начинкой из помидоров и сыра, - лед и пламень. Пораженные в цель бродят парами, поминутно целуясь, по тихим центральным улочкам, перемещаясь от дома Ромео на виа Арке Скалиджери к дворику на виа Капелло, оттуда - по набережной Лунгадидже де Капулетти идут к склепу Джульетты. Саркофаг завален грудой живых и уже увядших цветов и горой записочек с просьбами на десятках языков «соединить влюбленные сердца». Аналогичные просьбы, но уже в стиле «граффити» адресуют Джульетте в подворотне, примыкающей к ее дворику. Стены покрыта плотным кружевом разноцветных надписей, среди которых можно разобрать русские мольбы и заклинания типа: «пусть Игорь К. влюбится в меня», «Даша и Кирилл - вмести навеки!», «где ты, мой Ромео?»...
Блуждая маршрутами влюбленных, можно наткнуться на «колодец любви» с решеткой, увешанной замочками с двойными именами и нехитрыми арифметическими действиями с непременным «love» в итоге. Он давно пересох, но по-прежнему питает влагой надежды жаждущие любви сердца. Российская молодежь будет приятно удивлена патриотической поддержкой Кремля, - по-местному замка Кастельвеккио. Узнаваемые «ласточкины хвосты» его красной зубчатой кромки напоминают об общем архитектурном прошлом, - московский Кремль строил итальянец с русской фамилией Фрязин (что в переводе означает «итальянец»). Сами веронцы пока еще не готовы к массовому наплыву русских туристов - на прилавках не видно русскоязычных путеводителей, акцент гидов не позволяет, как следует, вникнуть в их рассказ, а официанты уличных ресторанов не знают пока ни одного русского слова. Но это временное явление, ведь количество влюбленных, любящих и ищущих любовь россиян, приезжающих в «столицу любви», с каждым годом неуклонно растет. И уж точно не нужно языка, чтобы ткнув пальцем в один из многочисленных сувениров, деловито эксплуатирующих любовную жилу, увезти домой фарфоровое сердце, календарь свиданий, объятия в пластике, дереве или металле и даже... барометр-хамелеон с фигурками легендарных влюбленных, меняющий цвет в зависимости от грядущей погоды. Но на градуснике самой Вероны, невзирая на сезон, - всегда знойно!

 

(опубликовано в журнале "Пульс" №81 май, 2011)

Вернуться к началу

Фотогалерея

Поделиться и обсудить: